Skype

Золотое сечение — божественная пропорция


23 октября 2013 г.

Золотое сечение с точки зрения геометрии — это такое деление целого на две неравные части, при котором большая часть так относится к целому, как меньшая — к большей. Говорят, что точка С производит золотое сечение отрезка АВ, если

АС : СВ = CB : АВ.

Распространеннные форматы

Распространенные форматы отображения изображений
и печати стремятся
к "золотому прямоугольнику"

Золотое сечение еще называют делением отрезка в крайнем и среднем отношении. Эту пропорцию принято обозначать греческой буквой φ (фи).

φ = 1,61803398874989484....

Современному человеку понятие золотого сечения малознакомо. Очевидно, сказывается цикличность в развитии человечества. Интерес к этой древней пропорции то утихает, то разгорается с новой силой. Одним из первых научный интерес к золотому сечению проявил древнегреческий философ и математик Пифагор, живший в VI веке до нашей эры. Правда, есть подозрения, что он позаимствовал знания об этой пропорции у еще более древних египтян и вавилонян. Откуда оно стало известно древним египтянам и вавилонянам можно только догадываться. После Пифагора, в III веке до нашей эры золотое сечение упоминается Эвклидом в его «Началах», еще через 100 лет его изучает некий геометр Гипсикл, а еще через 500 лет — математик Папп. А потом стало уже не до золотого сечения — начиналось средневековье…

Надо сказать, что информации о золотом сечении было мало, вся она ревностно хранилась посвященными от посторонних взглядов. Самому сечению приписывались различные божественные свойства и глубокий эзотерический смысл. Как следствие, мистический ореол этой пропорции сохранился и до наших дней.

Автопортрет Леонардо да Винчи. 1510-13 гг.

Автопортрет
Леонардо да Винчи.
1510-13 гг.

Очередная вспышка интереса к золотому сечению приходится на Эпоху Возрождения. Тут надо сказать о двух людях, чьи усилия превратили золотое сечение в то, что мы знаем и сегодня. Это художник Леонардо да Винчи, который придумал само название чудесной пропорции — «золотое сечение», и монах Лука Пачоли, который написал книгу («De Divina Proportione», 1509 год), где перечислил все достоинства этого сечения.

Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Швейцарский архитектор Ле Корбюзье нашёл, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого сечения. Зодчий Хесира, изображённый на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д. и т. п. Нередко золотой пропорции приписывали даже магические и мистические свойства.

Золотое сечение в пятиконечной звезде

Золотое сечение
в пятиконечной звезде

Всем известный звездчатый пятиугольник (пентаграмма, красная звезда) интересен еще и тем, что каждая из пяти линий, составляющих эту фигуру, делит другую в соотношении золотого сечения.

Начиная с Леонардо да Винчи, многие художники и скульпторы сознательно использовали пропорции «золотого сечения». Считается, что основные пропорции гармоничного человеческого тела также связаны с золотым сечением.

Размеры холста для картин художники нередко выбирали в соответствии с этой пропорцией.

Использование принципов Золотого сечения в разработке макетов книг и их оформлении позволяет получить очень привлекательные, легкие и гармоничные страницы, не перегруженные текстом, способствующие хорошему литературному восприятию произведений. К сожалению в отечественной книгоиздательской практике такие макеты книг практически не применялись и даже сейчас применяются крайне редко в связи с несколько меньшей текстоемкстью по сравнению с обычными макетами. Однако большая эстетическая привлекательность подобных макетов склоняет к себе всех, кто хочет видеть свою книгу не только в качестве носителя информации, но и как произведение искусства.

Наше издательство может осуществить подготовку вашей книги в пропорциях золотого сечения. Пример такой книжной страницы можно посмотреть тут.